1. Решебники
  2. Фонвизин Д. И.
  3. Недоросль - краткое содержание произведения

Недоросль - краткое содержание произведения

Комедия в пяти действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Простаков.
Госпожа Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Господин Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.

Действие происходит в деревне помещиков Простаковых.


Действие первое

Простакова бранит Тришку — крепостного портного за то, что он сшил, как ей показалось, слишком узкий кафтан любимому сыну, шестнадцатилетнему Митрофанушке.
Тришка, оправдываясь, говорит, что он всего лишь портной-самоучка. Простакова, продолжая браниться, зовет мужа своего, чтобы он высказал свое мнение. Запинаясь от робости, муж ее говорит, что кафтан мешковат, за сие мнение Простакова осыпает недалекого мужа бранными словами.
В спор вмешивается Тарас Скотинин, брат Простаковой, которому кафтан показался сшитым «изряднехонько».
Кафтан — обновка для Митрофана к дядюшкиному сговору с Софьей. Она приходится дальней родственницей Простаковым. Отец ее умер, когда она была младенцем. Вот уже полгода, как не стало ее матери. Девушка осталась сиротой. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь, вот уже несколько лет от него нет вестей. Считая его покойником, Простаковы взяли девушку в свою деревеньку, чтобы «надзирать за ее имением, как за собственным».
Скотинин, женившись на Софье, желает завладеть не ее деревеньками, а тем, что в них водится — свиньями, до которых большой охотник.
Входит Софья с веселым видом, держа письмо в руках, и сообщает всем, что ее дядюшка, о котором столь долго ничего не знали, недавно приехал в Москву.
Испугавшись, что имение им не достанется, Простакова со злостью вырывает письмо из рук девушки, ссылаясь на то, что, скорее всего, письмо амурное. Но прочитать его не могут ни муж, ни сын Простаковой, так как не обучены грамоте. Сама Простакова «благодаря бога, не так воспитана», чтобы уметь читать. Вскоре входит их постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум сообщает, что своими трудами и честностью сделал себе состояние, которое дает доходу десять тысяч в год. Также сообщает, что племянницу свою хочет сделать наследницей.
Это известие поражает Простакову, у нее возникает идея выдать Софью замуж за своего сына Митрофана.

Действие второе

Через деревню Простаковых проходят солдаты, их ведет офицер Милон. Встретив своего старого друга, Правдин говорит ему о причине пребывания здесь. Он состоит в правлении наместничества и получил повеление объехать здешний округ для выявления «злонравных невежд, которые, имея власть над своими людьми, используют ее во зло бесчеловечно». Находясь уже три дня здесь, он нашел таких невежд в лице Простаковых.
В свою очередь, Милон поведал другу о любви своей к одной девушке, с которой уже полгода находится в разлуке. Офицер получил поразившее его известие, что по смерти матери девушки какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни. Рассказывая об этом, Милон вдруг видит свою возлюбленную — это Софья.
Софья говорит Милону о том, что госпожа Простакова, узнав о ее наследстве, хочет выдать ее замуж за сына своего Митрофанушку. Находясь в состоянии ревности, офицер начинает воображать достоинства своего соперника, что он разумен, просвещен, любезен, но Софья быстро развеивает все сомнения Милона, рассказав более подробно о «женихе» своем..
Проходя мимо, Скотинин бесцеремонно вмешивается в разговор, заявляя о намерениях своих жениться на Софье, дополняет свои глупые мышления тем, что на десять тысяч доходов Софьи он выкупит «всех свиней со бела света». Но после слов Правдина о намерениях Простаковой Скотинин приходит в бешенство и тут же набрасывается на своего племянника, которого Еремеевна вела учиться. Остервенясь и поджав кулаки, Еремеевна заслоняет Митрофанушку — «издохну на месте, а дитя не выдам».
Вскоре появляются учителя Митрофана: Кутейкин, недоучившийся семинарист, который обучает Митрофана грамоте по часослову и псалтырю, и Цыфиркин, отставной гарнизонный, он обучает «арифметике».
Митрофан жалуется матушке, что после «кулаков» дядюшки учение не идет ему на ум. Еремеевна рассказывает Простаковой о случившемся. Простакова начинает бранить ее за то, что та не заступилась в должной мере за Митрофанушку — «не впилась братцу в харю и не раздернула ему рыла по уши».
Успокаивая Митрофана, Простакова обещает его скоро женить. Со Скотининым же собирается «переведаться» по-своему.

Действие третье

Заметив приезд Стародума, никому не сказав, Правдин первым встречает гостя. Стародум рассказывает Правдину про отца своего, который служил Петру Великому. Воспитание ему было дано отцом «по тому веку наилучшее, когда люди еще не умели чужим умом набивать пустую голову». Главное для человека — сердце и душа. Стародум приехал забрать Софью от людей — «невежд без души» — семьи Простаковых.
Стародум говорит о своей жизни. Находясь на военной службе, Стародум познакомился с молодым графом, «все силы снискал, чтобы подружиться с ним». Была объявлена война. Стародум предложил графу вместе пойти в армию, чтобы сделаться «достойными звания дворянина, которое нам дала порода», но граф отказался. В эту минуту Стародум ощутил презрение к нему. Вскоре, уйдя в армию, Стародум узнал, что граф был произведен чином, а Стародум был обойден. Такое неправосудие растерзало его сердце, и он тотчас взял отставку. Когда он вернулся в Петербург, взяли его ко двору, но, насмотревшись на придворных, он рассудил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».
Происходит встреча с Софьей. Стародум радует девушку известием о том, что увезет ее от Простаковых.
Разговор прерывается шумом. Госпожа Простакова дерется со Скотининым, Милон их разнимает, призывая опомниться, ведь они же брат с сестрой. Стародум не может удержаться от смеха. Заметив усмешки незнакомца, Простакова разгневана, но, узнав, что это Стародум, «оробев и иструсясь», сменяет гнев на милость — «дождались мы дядюшку любезной Софьюшки!»
Дядюшка Софьи сообщает всем присутствующим, что завтра поутру они с Софьей отправляются в Москву, чтобы выдать ее замуж за «человека больших достоинств». Это известие повергает всех, и Софью в том числе, в некоторое уныние. Заметив всеобщее смятение, Стародум, обращаясь к Софье, говорит, что выбор достойного жениха остается за ней, и кто бы он ни был, «будет иметь во мне истинного друга». Такой поворот событий всех успокаивает и вселяет надежду.
Простакова начинает расхваливать своего сына — Митрофанушка из-за книги «не встает сутками». Правдин прерывает ее рассказ, давая понять, что приехавшему гостю надо бы отдохнуть сначала. Стародум отправляется отдыхать.
Тем временем учителя Митрофана Цыфиркин и Кутейкин высказывают друг другу недовольство по поводу его обучения. Арифметике обучается вот уже третий год, а «трех перечесть не умеет», грамматике обучается четвертый год, а «новой строки не разберет». Все винят Вральмана, который учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и во всем потакает ему.
Пока Стародум отдыхает, Простакова уговаривает сына «хоть для виду» поучиться, чтоб до ушей Стародума дошло, как трудится Митрофан. На это сын восклицает: «не хочу учиться, хочу жениться», и упрекает мать в том, что она сама его «взманила» к женитьбе.
Цыфиркин задает Митрофану две задачи. Прервав задумчивые рассуждения сына, Простакова провозглашает арифметику пустой наукой: «денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошенько». Цыфиркину ничего не остается, как прервать урок, уступив место Кутейкину — учителю грамоты.
Прерывает занятие Вральман, объясняя Простаковой, что учение — опасная вещь для головы, предостерегая мать, как бы не заморили ее сыночка российская грамматика и арифметика. Вральман утверждает, что Митрофану достаточно знать только, как жить в свете. Простакова отпускает Митрофанушку порезвиться. Разгневанные учителя намахиваются на Вральмана, Кутейкин — часословом, Цыфиркин — доской, хотят побить его, но тот благополучно убегает.

Действие четвертое

Стародум беседует с Софьей о добродетели. По его мнению, богат не тот, кто отсчитывает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, кто отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. Важен не ум, а честность и благонравие. Стародум признается, что сердце его будет лишь тогда спокойным, когда увидит племянницу замужем за достойным ее сердца человеком. Слова Стародума совпадают с мыслями Софьи, которые она не знает, как высказать. Стародум рад, видя добродетель в душе Софьи.
Позже Стародум получает письмо от графа Честана, дяди Милона, который хочет женить племянника на Софье. Появляется Правдин и представляет своего друга Милона. Беседуя с Милоном, Стародум убеж¬дается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи. Стародум с радостью узнает, что Милон является тем избранником, кого он сам предлагал ей. С восхищением, соединяя руки влюбленных, он дает согласие.
Скотинин, как обычно, оказывается рядом. Он уверен в том, что Стародум без сомнений выдаст замуж за него Софью, указывая на то, что «в роде своем он не последний, род Скотининых великий и старинный». Посмеиваясь, Стародум внимательно выслушивает его.
Входит Простакова со своим мужем и сыном и предлагает Стародуму проверить знания Митрофана. Задав несколько вопросов, Стародум убеждается в полном невежестве как ученика, так и учителя его — Вральмана. Простакова обиженно замечает, что «то вздор, чего не знает Митрофанушка. Без наук люди живут и жили».
Отказывая Скотинину и Митрофану, Стародум сообщает, что Софья уже сговорена, что в семь утра следующего дня они с Софьей отправятся в Москву.
Простакова затевает коварный план выкрасть Софью и обвенчать с Митрофанушкой. Она дает указание мужу, чтобы в шесть утра карета была подвезена к заднему крыльцу. Сыну приказывает поставить слуг у спальни Софьи и в сенях на подмогу.

Действие пятое

Между тем Правдин получает пакет, в котором поручено «взять под опеку дом и деревни Простаковой, при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди». Он рассказывает об этом Стародуму.
Их разговор прерван шумом. Подхватив под руки Софью, люди тащат ее к карете. Милон обнажает свою шпагу и освобождает девушку. Правдин грозит Простаковой, что представит ее перед судом как «нарушительницу гражданского спокойства». Испугавшись, Простакова бросается на колени.
Софья просит за нее, и Стародум прощает ее, но Простакова теперь грозится, что за произошедшую неудачу всех своих слуг «переберет поодиночке». Останавливая ее, Правдин объявляет, что правительство повелевает принять под опеку дом и деревни Простаковых.
Скотинин убирается отсюда подобру-поздорову, испугавшись, что и до него доберутся.
Простакова просит у Правдина дать ей власть на три дня — «я дала бы себя знать», но он отказывает — «ни на три часа».
Правдин велит Еремеевне пригласить учителей Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана, чтобы рассчитаться с ними и отпустить восвояси. Стародум узнает во Вральмане своего бывшего кучера, который, как оказалось, долго не мог найти работу, и ему пришлось пойти в учителя.
Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за обувь, за ученье, за простой — что по-пустому приходил сюда.
Цыфиркин отказывается от денег, так как Митрофан ничего не перенял. За такой поступок Стародум, Милон и Правдин дают ему денег.
Вральман просит Стародума взять его обратно кучером.
Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Простакова бросается обнимать сына Митрофанушку со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг!» Но сын ей грубо отвечает: «Да отстань, матушка, как навязалась!» Простакова теряет сознание. Правдин принимает решение отдать Митрофана в армию.
Очнувшись, Простакова начинает причитать: «Погибла я совсем! Нет у меня сына!»
Стародум, указывая на госпожу Простакову, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»