1. Решебники
  2. Афанасий Афанасьевич Фет
  3. Афинасий Афанасьевич Фет

Афинасий Афанасьевич Фет

1. Какова была позиция Фета в искусстве, его эстетические взгляды? Какой философ оказал влияние на жизненную и. эстетическую позицию поэта?

Уже современники отнесли А.А. Фета к представителям так называемого «чистого искусства». Поэт был убежден, что целью творчества должно быть отражение не предметов, явлений в целом, а только их красоты. Поэтому он категорически отвергал поэзию гражданскую, патриотическую, нравоучительную и т.д. Красота природы и сила любви — вот главные темы лирики Фета.

Эстетические и жизненные взгляды поэта основывались на учении философа А. Шопенгауэра, который утверждал, что «наш мир — худший из всех возможных миров». А.А. Фет соглашался с ним, добавляя, что в низменном, бессмысленном существовании на земле все же присутствует прекрасное явление, которое оправдывает самое жизнь, — красота. Поэтому истинная поэзия исцеляет душу человека, творчество — это иная, подлинная жизнь. В реальности невозможна действительно одухотворенная любовь — но она возможна в мечтах, в лирике.

Эстетическая позиция А.А. Фета противоположна взглядам Н.А. Некрасова, сторонника демократической школы поэзии.

2. Какие черты импрессионизма присутствуют в поэзии Фета? Что сближает лирику поэта с музыкой? Покажите на примерах, какие приемы музыкальной инструментовки стиха использует поэт.

Творчество А.А. Фета — не поэзия мысли, а поэзия чувств, ощущений. Желание запечатлеть красоту не-
уловимого мгновения, невыразимого чувства формирует специфическую стилистику его произведений, которую можно охарактеризовать как импрессионистическую.

Для художников-импрессионистов характерно особое отношение к изображаемому: они не передают все свойства предметов, явлений, добиваясь полного сходства, а как бы отбирают какие-то отдельные ключевые черты, которые важны для восприятия картины в целом.

Будучи предтечей импрессионизма, А.А. Фет описывает явления, предметы через детали, цвета, звуки, то есть не подробно, а используя две-три черты; и при этом возникает целостная картина. Не сам ручей, а его «серебро и колыханье»; не сосна, а тень от нее; скрип шагов — использование подобных образов помогает запечатлеть определенный отрезок времени, зачастую короткий, но прекрасный, рождающий непередаваемые чувства.

Ощущение «мазков», «штрихов» возникает и благодаря особой, безглагольной манере письма: стихотворение состоит из «набора» образов, не связанных между собой действием, но создающих целостную картину, застывший миг красоты и поэзии. Примерами могут служить знаменитые «Шепот, робкое дыханье...» и «Чудная картина...».

Поэзия А.А. Фета необыкновенно музыкальна, что было сразу отмечено современными ему критиками. Ритмика и мелодика стиха дополняют смысловую составляющую произведения, позволяя полностью погрузиться в него. Недаром один из циклов стихов называется «Мелодии», и в нем есть стихотворения, озаглавленные как музыкальные формы: серенада, романс, фантазия, ноктюрн, а также обращения к музыкантам — певице, Шопену.
На фонетическом уровне мелодический образ создается с помощью аллитерации и ассонанса — повторения в строке или строфе соответственно согласных и гласных звуков.

В поэзии А.А. Фета часто встречаются повторы (как анафоры, так и параллельные синтаксические конструкции), что также развивает мелодику стихотворения — ведь за счет повторов организуется и композиция музыкального произведения.

Среди приемов, придающих особую музыкальность стиху, можно назвать аллитерацию «СияЛа Ночь. ЛуНой был полон сад. Лежали / Лучи у Наших Ног в гостиной без огней». Примером и анафоры, и ассонанса могут служить строки «ЕщЕ ОднО забыв-чивОе слОвО, / ЕщЕ Один случайный пОлувздОх...»

Наиболее полно анафора используется в знаменитом «Это утро, радость эта...», где повторением указательного местоимения подчеркивается принадлежность всего описываемого только такому времени года, как весна, а также в стихотворении «Только в мире и есть, что тенистый...», в котором с помощью этого приема поэт лаконично и четко указывает на самое дорогое для него — природу и любовь.

3. Какие образы и мотивы являются главными в лирике Фета?

Ключевым в поэзии А.А. Фета стал образ ночи. Главные темы его творчества — природа и любовь — чаще всего передаются через этот образ. Ощущение единения с природой, гармония в мыслях и чувствах — это фетовская ночь.

Образ ночи создается через другие часто повторяющиеся образы: вечерней зари, теней, луны и звезд, соловья, костра и т.д. Эти образы передают оттенки, едва уловимые запахи, звуки, присущие только ночи.

При изображении ночи часто возникает мотив огня, горения или сияния. Горят звезды, заря, костер, огонь любви горит в груди.

Ведущим для творчества поэта был мотив возрождения к новой жизни. Он выражается через антитезу «жизнь — смерть» и связан с цикличностью времен года. Образ осени является символом умирания, а весна возрождает лирического героя к новой, прекрасной жизни, полной любви. Самые жизнеутверждающие стихотворения Фета посвящены именно весне: «Я пришел к тебе с приветом...», «Еще весна, — как будто неземной...», «Еще майская ночь» и др.

Одним из основных является мотив музыки и пения. Музыкальность лирики Фета способствует его органичному введению в поэтическую ткань.

Интересно, что в одном из стихотворений — поэтическом шедевре «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» — соединились практически все основные образы и мотивы лирики Фета: ночь, любовь, сияние, возрождение к новой жизни, музыка и пение.

4. Сопоставьте стихотворение А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» со стихотворением А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Что общего и различного в идейно-содержательном, образном, лексическом, композиционном строе стихотворений?

Оба стихотворения роднит схожая сюжетная канва — лирический герой встречает поразившую его сердце девушку, а затем теряет ее на долгие годы. Время расставания — время тоски, но, когда герой вновь встречает свою возлюбленную, жизнь обретает смысл, чувства пробуждаются вновь. Понимание того, что жизнь без любви бессмысленна, одинаково близко обоим поэтам.
Первая встреча героев с возлюбленными короткая и быстротечная. У Пушкина даже не конкретизируются ее обстоятельства, прекрасный образ остается лишь виденьем. Фет более подробно рисует картину, для него важно воспоминание обо всех деталях того вечера.

Так же, как и в пушкинском послании «К***», лирическому герою Фета запомнился голос, который он узнает через много лет, показавшихся без любви томительными и скучными. Своеобразие стихотворения Фета заключается в том, что образ голоса становится развернутым. Лирический герой взволнован «песней», его сердце «дрожит», как струна, отзываясь на каждый звук («звука не роняя») желанием «обнять, любить и плакать».

В обоих произведениях важен мотив воспоминания о любимой. Но если у Пушкина в конце концов герой забывает о ней, и только встреча помогает возродиться его любви, то фетовский герой томится долгие годы и счастлив, когда «в тиши ночной» вновь слышит знакомый голос.

Мотив возрождения — ключевой для поэтов. Именно любовь дает им смысл существования, и, потеряв и вновь обретя ее, они возрождаются к жизни.

Кроме общих образов, мотивов, мы встречаем в этих стихотворениях и одинаковые лексемы: любовь, жизнь, слезы, сердце, томленье, годы (лета).

Композиция произведений практически одинакова: первая часть — встреча, вторая — расставание, годы тоски, третья — повторная встреча, возрождающая к жизни. У А.С. Пушкина трехчастное деление подчеркивается и строфикой: каждая часть занимает два катрена. А.А. Фет более лаконичен: расставание у него укладывается в одну строку в начале третьего катрена, которая становится четким разделом между первой и второй встречей.

Важный организующий прием в обоих стихотворениях — повтор строк, который подчеркивает полноценность возрождения лирического героя на всех уровнях реализации художественного текста: идейно-содержательном, композиционном, образном и лексическом.

5. Проанализируйте стихотворения Фета иЯ пришел к тебе с приветом...», «Ярким, солнцем в лесу пламенеет костер...», «Учись у них — у дуба, у березы...». С помощью каких приемов показан внутренний мер человека?

В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом...» четыре строфы: первые две — о пробуждении природы, вторые две — о состоянии души лирического героя. Мы видит характерную для А.А. Фета двухчастную композицию, которая определяется приемом психологического параллелизма: первая часть — состояние природы, вторая — соответствующее ему состояние души человеческой.

Параллелизм задается ассоциативными образами «солнце — любовь», «пробуждение леса — пробуждение любви», «пробуждениептиц — вдохновенье».

Для лирического героя необычайно важно поделиться своим радостным настроением, и поэтому в каждой строфе мы встречаем глагол «рассказать».

Стихотворный монолог обращен к женскому образу, и хотя словесное подтверждение этому мы видим только в третьей строфе («с той же страстью... пришел я снова», «душа... служить готова»), мы с самого начала понимаем, что герой обращается именно к своей возлюбленной — Фет, как тонкий лирический поэт, с первых строк сумел создать настроение солнечного утра и счастливой любви.

По композиции стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер» можно условно разбить на три части: ночь — утро и день — снова ночь (по строфам 2 + 2 + 1).

На первый взгляд, это произведение чисто описательное, созерцательное. Но вторая строфа раскрывает нам подоплеку образа костра: он является аллегорией любви, которая согревают душу лирического героя среди тягот жизни (в стихотворении это ночь, пасмурный день).

Последняя строфа является по сути вариацией начальной. Композиция, таким образом, становится кольцевой. Автор показывает, что отчаяние, тоска могут приходить к нам вновь и вновь, но у каждого из нас есть свой «костер», который помогает возродить--ся к новой жизни.

Встреча двух основополагающих образов: природы и человека — произошла и в лирическом стихотворении А.А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы...».

Уже в первой строке обозначена идея этого произведения — учиться у природы стойкости и терпению. Глагол «стоят» в таком контексте приобретает смысл однокоренного слова «стойкость», а слово «молчи» — будь терпеливым, не жалуйся. (Здесь также можно провести параллель со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium!» — как невозможно передать мысль человеческую, так невозможно другим рассказать о своих страданиях, поэтому и о том, и о другом необходимо «молчать».)

Деревья в стихотворении обладают человеческими свойствами: их «слезы» застывают, «за сердце хватает холод лютый», «они стоят и молчат». Этот прием в литературоведении называется олицетворением или персонификацией. Интересно, что автор ставит рядом столь не похожие друг на друга образы, как дуб и береза. Дуб в лирике всегда был олицетворением твердости и силы, а береза — красоты и нежности. Поэт как бы говорит: в пору невзгод, каким бы ты ни был — могучим, как дуб, или хрупким, как береза, сумей собрать все силы и выстоять.

Описание природы постепенно переходит к аллегории: картина тяжких испытаний зимы для деревьев, их возрождение весной ассоциируется с невзгодами, которые нужно перенести человеку, чтобы дождаться «ясных дней» и «новых откровений».

С помощью такого приема, как психологический параллелизм, сопоставляя явления природы и человеческое существование, А.А. Фет раскрывает читателю душевное состояние героя, его внутренний мир. Также поэт использует приемы олицетворения и аллегории, и тогда описание природы непосредственно отображает мысли и чувства человека.

6. Подготовьте сообщение «М. Лазич и А. Фет: трагедия любви». В сообщение введите элементы комментария и анализа стихотворений, посвященных М. Лазич.

Летом 1848 года А. Фет знакомится с «большого роста, стройной брюнеткой с необычайной роскошью черных с сизым отливом волос». Даже в воспоминаниях, писавшихся в последний год жизни и опубликованных после смерти, он не открывает подлинное имя, а называет ее Еленой Лариной (по аналогии с пушкинской героиней). Историки литературы позже выяснили — это была Мария Козьминична Лазич.

Ей было двадцать четыре года. Она дочь отставного кавалерийского генерала, серба по национальности, обремененного большой семьей и малыми доходами. Прекрасно играла на рояле, хорошо разбиралась в литературе, почти с детства знала фетовские стихи. И была влюблена в их автора.
Чувство оказалось взаимным. При встречах они «не успевали наговориться». «Как ненасытны мы» — пишет поэт в стихотворении «Опавший лист дрожит от нашего движенья...». Но он уже предчувствует разлуку, символом чего становится образ желтого листа, который отождествляется со «следующим днем». И Фет все время избегает решающего объяснения. В своих воспоминаниях он пишет: «Я ясно понимал, что жениться офицеру, получающему 300 руб. из дому, на девушке без состояния, значит необдуманно или недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которое не в состоянии выполнить».

Душу Фет изливал в письмах к другу детства И.П. Борисову: «Я не женюсь на Лариной, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной чище снега — прервать неделикатно и не прервать неделикатно — она девушка...» Позже, в 1854 году, поэт напишет стихотворение «Не говори, мой друг: «Она меня забудет»...», в котором вспоминает чьи-то слова, что молодая девушка разлюбит его и найдет новое чувство. Но устами лирического героя автор отрицает это мнение и говорит о предчувствии трагического исхода. Предчувствие представлено в виде аллегорической картины охоты, которая разворачивается во второй части стихотворения. В последних строках преследуемая лань еще жива, но смерть в образе ловчего уже «к сомкнувшимся губам рожок подносит медный»...

...Летом или осенью 1850 г. Мария Лазич умирает or ожогов — внезапно вспыхнуло ее платье. Умирает в страшных мучениях со словами: «Он не виноват, — а я». Был ли это несчастный случай или самоубийство — неизвестно.

Трагедия десятилетиями будет отзываться в лирике Фета. В стихотворении «Старые письма», на-
писанном катренами, есть строфа из пяти строк. Это эмоциональный и идейный центр произведения, и лирический герой в отчаянии от того, что оттолкнул любовь, «осудил себя на вечную разлуку». Ведь без нее жизнь пуста — «как будто вне любви есть в мире что-нибудь!».

Поэт всю жизнь обращался в стихах к своей возлюбленной. «Нет, я не изменил. До старости глубокой / Я тот же преданный, я раб твоей любви...» пишет он в 1887 году, когда ему уже почти семьдесят лет. И то, что Мария Лазич стала источником вдохновения для всей любовной лирики А.А. Фета, свидетельствуют последние строки этого стихотворения: «...И нежности былой я слышу дуновенье, / И, содрогаясь, я пою».