Гроза

1. Чем отличается Катерина от калиновцев? Почему трагична ее судьба?

Катерина в родительском доме была любимицей, росла в свободе, «точно птичка на воле». Такие условия сформировали в ней вольнолюбивый характер, но при этом дали идеализированное представление о мире.

Главная героиня, возвышенная, одухотворенная, в чем-то противоречивая, разительно отличается от других персонажей (и положительных, и отрицательных) тем, что все они сжились с дрянными житейскими условиями, ограниченностью интересов кали-
новского общества. А Катерина не желает считаться с обстоятельствами, и душный, торгашеский мирок Калинова тесен для нее.

Катерина красива и внешне, и внутренне, она тонко чувствует красоту. Можно сказать, что Катерина — воплощение прекрасного. Но эта красота не нужна калиновцам, и смерть героини — приговор им со стороны драматурга.

Ее судьба трагична, потому что она не смогла примириться с жизнью. Катерина была обречена на гибель.

2. Кто из героев относится к «темному царству»? Что их объединяет?

«Темное царство» — это Дикой, Кабаниха, Барыня и, в некоторых своих чертах, Тихон и Феклуша.

Представители старшего поколения — приверженцы старого уклада жизни. Дикой третирует окружающих, потому что богатство дает ему власть, и искренне считает, что он значительнее прочих (например, его презрительное отношение к Кулигину, самому, пожалуй, положительному герою пьесы). Кабаниха все время упрекает Тихона за слишком мягкое, по ее мнению, отношение к жене, а тот, в свою очередь, слишком почтителен к матушке. Такие традиционные отношения между родственниками способствуют развитию у Дикого и Кабановой таких качеств, как эгоизм, неспособность воспринимать другого человека как личность.

Беспощадно традиционное отношение калиновско-го общества к измене мужу. Катерина погибает оттого, что мещанская среда не может простить ее греха, несмотря на раскаяние. И поэтому она сама не может себя простить.

Показательно невежество представителей «темного царства». И если Феклуша не может по объективным
причинам быть образованной, то невежество Дикого воинственно — он попросту не хочет просвещаться.

Узость мировоззрения, эгоизм, самодурство, преклонение перед деньгами, измерение достоинства человека по его достатку — таковы основные черты мещанства, показанные в пьесе А.Н. Островским.

3. Какую роль играет гроза в пьесе?

Образ грозы многозначен: это и силы природы, и гнев господень, и душевное смятение.

У разных персонажей свое понимание грозы: для Дикого она наказание Божье, для Кулигина — «электричество» и одновременно красота, «благодать».

Для Катерины гроза — это нечто страшное, неотвратимое. Катерина боится грозы, как боится своего падения, которое надвигается на нее так же неминуемо, как грозовая туча. Гроза начинается, когда мы узнаем о внезапном возвращении Тихона. Смятение Катерины беспредельно, и оно усугубляется разговорами о том, что гроза убьет кого-нибудь. Героиня с самого начала пьесы предчувствует свою смерть, а теперь она понимает — «меня убьет». Когда она признается в своей измене, раздается удар грома.

Образ грозы, давший название произведению, подчеркивает самые трагические, самые важные моменты в развитии действия пьесы.

4. В чем состоит своеобразие конфликта в пьесе «Гроза»?

Для конфликта пьесы характерна многоплановость: это и борьба характеров, и столкновение мировоззрения молодых с укладом жизни старшего поколения, просвещения с невежеством, и социальные противоречия.
В противопоставлении Катерины (и частично Кулигина) и общества Калинова в целом мы видим столкновение стремления к новой, лучшей жизни и косности мещанских устоев.

Охват всех сторон жизни делает конфликт в пьесе всеобъемлющим.

5. Составьте конспект статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве». С чем можно согласиться и с чем поспорить в добролюбовской трактовке образа Катерины?

1. Характеристика «Темного царства» и наиболее консервативных представителей его — Дикого и Кабанихи.

2. Связь, которую устанавливает Добролюбов между «господствующими лицами» «темного царства» и «историей, разыгравшейся с Катериною».

3. «Гроза» — «самое решительное произведение Островского».

4. «...Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе».

5. Сила характера Катерины и объяснение Добролюбовым «существенной необходимости его» для русской литературы того времени.

6. Основные этапы в развитии характера Катерины:

1) стремление согласовать «всякий внешний диссонанс... с гармонией своей души» как основная особенность Катерины девической поры;

2) Катерина в доме Кабановых, когда она еще не осознала «стремление любви»: «У ней мало знания и много доверчивости, вот отчего до времени она выказывает противодействия окружающим и решается лучше терпеть, нежели делать назло им»;

3) «она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные; не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она, разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и всего ближе к ней, — стремление к любви и преданности»:

а) «сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением й решаться дать ей полное удовлетворение, хорошо тогда и ей, и им»;

б) «но если нет — она ни перед чем не остановится, — закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия — все исчезает для нее пред силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится».

7. Трагедия Катерины — в столкновении с людьми, совершенно не способными ее понять и оценить по достоинству:

1) «в пьесе, которая застает Катерину уже с началом любви к Борису Григорьичу, все еще видны последние, отчаянные усилия Катерины — сделать себе милым своего мужа»; «Тихон сам по себе любит жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может»;
2) Катерина «никогда... не жалуется. Не бранит свекрови; сама старуха не может на нее взнести этого; и, однако же, свекровь чувствует, что Катерина составляет для нее что-то неподходящее, враждебное»;

3) «обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала: «Без этого нельзя, — говорит ей Варвара, — ты вспомни, где ты живешь; у нас на этом весь дом держится...». Катерина поддается своему положению, выходит к Борису ночью, прячет от свекрови свои чувства в течение десяти дней...»;

4) «к Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы»;

5) «все окружающие полны суеверного страха, и все окружающие, согласно с понятиями и самой Катерины, должны смотреть на ее чувство к Борису как на величайшее преступление»;

6) «приехал муж, и жизнь ей стала не в жизнь. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела; надо было опять воротиться к своей черствой, тоскливой жизни, — это ей показалось горче прежнего. <...> Такое положение невыносимо было для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся в галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу»;

7) «...с «преступницею» приняли меры... обычные в том быту: муж, по повелению матери, побил маленько свою жену, свекровь заперла ее на замок и начала есть поедом...»;

8) она согласна бежать с Борисом, но «Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди — Дикого». К тому же «Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье»;

9) «Катерина не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров и возвращением ей прежних прав в семье: она знает, что значит милость Кабановой и каковы могут быть права невестки при такой свекрови...»;

10) «она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех, и она как бы старается доказать нам и себе, что ее можно и простить, так как ей уж очень тяжело».

8. Самоубийство Катерины в оценке Добролюбова: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности. Протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет примириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

9. Общий смысл драмы Добролюбов видит в словах Тихона, произнесенных над трупом жены. Слова Тихона «заставляют... подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам!».

Можно согласиться с Добролюбовым в той части, где он говорит о характере Катерины как «созидающем, любящем, идеальном». Она светлая личность, не желающая быть жертвой самодурства, способная на поступок. Всякое насилие возмущает ее и ведет к внутреннему протесту.

Однако в определении истоков ее характера критик полностью ушел от трагедии Островского. Разве мож-

но согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей»? Ведь из монологов-воспоминаний героини о юности мы узнаем о ее вольнолюбии, чуткой душе.

Кажется спорным и обоснование причины гибели Катерины. Критик считает, что у героини не было другого выхода, чтобы избавиться от плена «темного царства». Она «не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров». Нам же представляется, что Катерина сама не могла простить себя — ее мораль строга и религиозна по своей сути, и прелюбодеяние для нее смертный грех. Героиня расценивает измену мужу как свою нравственную гибель, поскольку она, не имея силы сопротивляться чувствам, собственноручно нарушает такие важные для нее моральные устои.

Добролюбов, как революционер-демократ, искал в литературе факты, подтверждающие, что народные массы не хотят и не могут жить по-старому, что в них зреет протест против самодержавных порядков, что они готовы подняться на решительную борьбу за социальные преобразования. Критик был убежден, что читатели, ознакомившись с пьесой, должны понять, что жить в «темном царстве» хуже смерти. Поэтому он называет конец пьесы «отрадным» — «в нем дан страшный вызов самодурной силе». Но нам концовка представляется, наоборот, горькой и печальной — погибла светлая, красивая душа, которая так редка в «темном царстве».

Сам автор пьесы был далек от мысли, что единственным выходом из «темного царства» может быть только решительный протест. «Лучом света» для Островского оставалось знание, образование.