1. Решебники
  2. Александр Николаевич Островский
  3. Социально-психологическая драма

Социально-психологическая драма

Социально-психологическая драма


1. Что такое драма как род литературы? Какие существуют жанры драматических произведений? В чем главное отличие драмы от трагедии?

Драма — это род литературы, для которого характерно отсутствие авторского повествования, разворачивание действия в настоящем времени, в ограниченных временных рамках. Для драмы важен острый конфликт, раскрывающийся (при постановке на сцене) через монологи, диалоги, реплики героев, их поступки, а также авторские ремарки, декорации и т.д.

К драматическим жанрам относятся трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и др.

В трагедии конфликт неразрешим, он основан на так называемых вечных, общечеловеческих вопросах. Герой не может их разрешить, и поэтому действие чаще всего завершается его смертью. Развязка в трагедии не зависит от воли героя. Противоречия же драматического конфликта имеют жизненную подоплеку, характерную для какого-либо социального среза общества. В драме развязка событий предопределена выбором героя и самый острый конфликт может разрешиться благополучно.

2. Пользуясь материалами учебника, установите, черты каких жанров присутствуют в «Грозе» («Бесприданнице»).

Обе пьесы по жанру социально-психологические драмы. Однако Островский, как крупный мастер слова, понимал, что в рамках одного жанра трудно отобра-
зить все многообразие жизни. И поэтому, сознательно или несознательно, он использовал в своих произведениях элементы, характерные и для других жанров.
Так, нельзя не отметить трагедийное начало в образе Катерины. Возвышенность ее натуры, нежелание мириться с обстоятельствами обусловливают конфликт ее идеального представления о мире и окружающей действительности. Принципиальная неразрешимость этого конфликта и приводит героиню к гибели.

В «Бесприданнице» драматург вводит образ актера Счастливцева — Робинзона. Это по своей сути комический персонаж. Автору такой герой понадобился для того, чтобы развивать действие и показать еще один социальный тип, но главное, на наш взгляд, — чтобы подчеркнуть драматичность разворачивающихся событий комизмом эпизодов, связанных с Робинзоном. В заключительных картинах, и особенно в сцене гибели Ларисы, проявляются черты такого жанра, как мелодрама: повышенная эмоциональность, возвышенная риторика («Так не доставайся ж ты никому!»).