Отцы и дети

1. Раскройте идейный смысл посвящения романа Белинскому. С какой целью автор вводит точную датировку событий в романе?

Роман посвящен Белинскому, которого Тургенев считал своим учителем. Чувство благодарности, которое писатель испытывал к Белинскому, было так велико, что сохранилось на протяжении всей жизни. Тургенев считал Белинского вдохновителем целого поколения русских литераторов. К содержанию романа посвящение имеет самое прямое отношение. Известны слова Белинского: «Отрицание — мой бог!». Он не был нигилистом, но был представителем демократического движения 1840-х годов и вместе с тем — разночинцем, т.е. совмещал в себе черты двух противопоставленных в романе лагерей. Вынося имя Белинского на титульную страницу романа, Тургенев словно предупреждал читателя, что его главным героем будет лицо нового сословия — разночинец, который в русской литературе еще не появлялся. В романе сталкиваются не просто отцы и дети, но дворяне и разночинцы, либералы и демократы. Конфликт обретает социальный и идеологический смысл.

Время действия в романе — время острейших противоречий в обществе (1859). С указания времени событий начинает Тургенев свой роман: это 20 мая 1859 года. К этому году либералы и демократы четко разделились на два непримиримых лагеря. Разночинцы начинали играть ведущие роли в общественной жизни, сменяя дворян. Подготовка крестьянской реформы вызывала постоянные споры. Указание на время событий подготавливает столкновение Кирсанова и Базарова и многое объясняет.

Точно расставляя даты, Тургенев выстраивает и выверяет биографии своих героев. Павел Петрович принадлежит к поколению 1840-х годов. Его молодость пришлась на период расцвета николаевского режима — 1930-1940-8 годы. Евгений Базаров — «шестидесятник». В период «оттепели», наступившей после воцарения Александра II, он учится в университете, где черпает прогрессивные идеи, новейшие знания.

2. Соберите «досье» на четырех основных героев (Базаров, Кирсановы): а) описание внешности; б) история жизни; в) история любви; г) жизненные принципы, убеждения; д) черты характера, поведение; е) речевая характеристика; ж) отношение автора (прямые вы-сказывания, косвенная оценка).

Евгений Базаров:

а) описание внешности: человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», руки красные, лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»; «тонкие губы», «темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа»;

б) история жизни: у отца «небольшое именьице. Он прежде был полковым доктором», а «дед землю пахал». Евгений учится. «Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора»;
в) история любви: Базаров — «великий охотник до женщин и до женской красоты». Неожиданно для себя влюбился в Анну Сергеевну Одинцову и «с негодованием осознавал романтика в самом себе». Она отвергает его любовь, предпочитая покой и не желая нарушать свой жизненный порядок;

г) жизненные принципы, убеждения: Базаров — нигилист. Он отрицает все, кроме положительного знания, т.е. признает лишь то, что можно проверить опытным путем и что полезно. Отрицанию подвергаются мораль и искусство, любовь и дружба, красота — все гуманитарные ценности. Его формула: «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки». «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»; «...Базаров и философию называл романтизмом...»;

д) черты характера, поведение: Базаров трудолюбив, смел, независим. По-своему любит людей: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Вместе с тем он циничен и груб. Об Одинцовой, увидев ее в первый раз, говорит: «На остальных баб не похожа»; вызывающе ведет себя с Павлом Петровичем, а в сцене вызова на дуэль своим поведением словно испытывает аристократизм соперника на прочность. Вежливость не входит в число достоинств Базарова;

е) речевая характеристика: краткость, резкая, отрывистая интонация подчеркивают силу характера, убежденность Базарова. Он часто употребляет пословицы и поговорки, а это означает, что Евгений знает народную жизнь, что он остроумен и находчив («Отец ничего, тот сам был везде, и в сите, и в решете»). Кроме народных, Базаров употребляет в речи и собствен-
ные афоризмы. Это четкие формулировки его мыслей или емкие характеристики других персонажей. Вот афоризмы Базарова: «Всякий человек сам себя воспитать должен», «Природа — мастерская, и человек в ней — работник». В развернутой монологической речи Базаров использует социально-политическую и философскую лексику, специальную терминологию, параллельные конструкции, повторяющиеся союзы и другие формы ораторской речи. Употребляет просторечия (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть и т.п.);

ж) отношение автора (прямые высказывания, косвенная оценка): автор не соглашается с эстетическими воззрениями своего героя, опровергая их не комментариями, а средствами искусства слова. Например, Базаров не признает музыки и смеется над Николаем Петровичем, который играет на виолончели. Слова автора подчеркивают прелесть музыки: «Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Или отношение к природе. По-своему, как «работник», Базаров признает пользу природы, но ее красоту словно не замечает. Николай Петрович, «посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». Пейзаж, нарисованный затем Тургеневым, исполнен лиризма и поэзии, он говорит о красоте, о тихой прелести русской природы.

Но Тургенев стремился к тому, чтобы читатель полюбил Базарова и изобразил его с симпатией. Например, показал его трудолюбие. «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Когда заболевает ребенок, Базаров ночью «полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку». Он близок простым людям, даже «дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки». Николай Петрович говорит о нем: «Базаров умен и знающ». И даже в описании внешности героя автор подчеркивает положительные черты — «самоуверенность и ум».

Павел Петрович Кирсанов:

а) описание внешности: «Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов»;

б) история жизни: Аркадий о нем: «...ведь он львом был в свое время. ...Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам». В главе УП рассказывается история жизни Павла Петровича: «...воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. Он с детства отличался замечательной красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему»; «...ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было гимнастику в моду между светскою молодежью) и прочел всего пять-шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось». Он оставил службу, чтобы сле-
довать за возлюбленной. Вернувшись через несколько лет, «уже не мог попасть в прежнюю колею». «Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностью... Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». Он узнает о смерти княгини Р. «Это случилось в начале 48-го года...». Павел Петрович переезжает в деревню к брату;

в) история любви: «Тяжело было Павлу Петровичу, даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но, когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней»;

г) жизненные принципы, убеждения: «...без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, — а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному ... bien public®... общественному зданию. Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. ...Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека», «аристократизм — прин-сип. А без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

д) черты характера, поведение: «Он стал читать, все больше по-английски; ...всю свою жизнь устроил на английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения. И те и другие считали его гордецом; и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллингтоном у Людовика-Филиппа; за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами; за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал; наконец, его уважали также за его безукоризненную честность. Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами...»;

е) речевая характеристика: употребляет много иностранных слов, за что его не раз упрекает Базаров: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; часты в его речи вежливые формулы: «милостивый государь», «господин», «соблаговолите»; некоторые причуды Павла Петровича прокомментированы автором: «Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни — эфто.
другие — эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами)...»;

ж) отношение автора (прямые высказывания, косвенная оценка): Тургенев, изображая Павла Петровича, показал его с разных точек зрения. По словам Аркадия, «он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги, — имение... у них не разделено, — но он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон»; «у него сердце предоброе. И он далеко не глуп». Базаров же, отвечая Аркадию, более категоричен в своей оценке Павла Петровича: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции».

Слова автора: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая® душа...».

Николай Петрович Кирсанов:

а) описание внешности: «Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы...»;

б) исторля жизни: «...родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу... воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями. ...В качестве генеральского сына Николай Петрович — хотя не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки — должен был, подобно брату Павлу, поступить в военную службу; но он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и... на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. Он повез его в Петербург, как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. ...В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом... лишившись жены, приезжал в Петербург», пригласил брата к себе в Марьино—с тех пор они живут вместе;

в) история любви: «...успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в разделе «Наук». Он женился на ней, как только минул срок траура, и, покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал, блаженствовал со своею Машей сперва на даче около Лесного института, потом в городе, в маленькой и хорошенькой квартире... наконец — в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты... он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством... В 47-м году жена Кирсанова скончалась»; около 1856 года познакомился с Фенечкой, «которой тогда минул уже семнадцатый год». Нанял ее мать Арину Савишну в экономки. Однажды Фенечке «искра из печки попала в глаз». Николай Петрович «прописал ей примочку, которую тут же сам составил... Фенечкин глаз скоро выздоровел, но впечатление, произведенное ею на Николая Петровича, прошло не скоро»;

г) жизненные принципы, убеждения: либерал, страдаюпзійй от своего либерализма. Его обманывают, у него воруют, он терпит убытки, но не может ничего поделать: «Сил моих нет! — не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович. — Самому драться невозможно, посылать за становым — не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь»; «...мужичков надо «вразумлять»;

д) черты характера, поведение: Павел Петрович о нем: «Ты уже чересчур благодушен и скромен»; «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность»;

е) речевая характеристика Николая Петровича дана косвенно в последней главе, где сказано, что он «не удовлетворяет вполне ни дворян образованных, говорящих то с шиком, то с меланхолией о лакципа-ции (произнося ан в нос), ни необразованных дворян, бесцеремонно бранящих «евтулгукципацию», т.е. Николай Петрович представляет собой нечто среднее;

ж) отношение автора (прямые высказывания, косвенная оценка): в последней, XXVin главе автор иронизирует над своим героем: его принцип «...мужичков надо «вразумлять» дополняет пояснением: «то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы»; он «попал в мировые посредники и трудится изо всех сил... и все-таки, говоря правду, не удовлетворяет вполне ни дворян образованных... ни необразованных дворян... И для тех и для других он слишком мягок».

Аркадий Кирсанов.

а) описание внешности: при встрече Николай Петрович целует «безбородую, запыленную и загорелую щеку молодого кандидата»; «он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот. опять его обнял »;

б) история жизни: родился в деревне, «рос да рос... хорошо и тихо»; приезд к родителям связан со сдачей экзамена «на кандидата»;

в) история любви: увлечение Одинцовой переросло в любовь к ее сестре Кате; Базаров: «Э! Да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, цып, курочка, а как только курочка начнет приближаться, давай бог ноги!»;

г) жизненные принципы, убеждения: он — пародия на Базарова, его принципы повторяют базаровские, но не являются его собственными. Например, он любил природу, но «не смел признаться в этом», любил отца и дядю, но при Базарове не выражал своих чувств;

д) черты характера, поведение: «Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности...»; Катя отмечает, что во второй приезд в Никольское Аркадий уже освободился от влияния Базарова, остались лишь «старые следы... сатирического направления»; о Базарове она говорит: «Он хищный, а мы с вами ручные»; Базаров при последней встрече: «... ты уже расстался со мною. Ты такой свеженький да чистенький»;

е) речевая характеристика: «Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы...». «Современное состояние народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий, — мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма. <...> Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией...». « — Посмотри, — сказал вдруг Аркадий, — сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым.

— О, друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров, — об одном прошу тебя: не говори красиво»;

ж) отношение автора (прямые высказывания, косвенная оценка): Базаров Аркадию: «Ваш брат дворянин дальше благородного кипения дойти не может, а это пустяки. ...наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич...», «...галка самая почтенная семейная птица... Тебе пример!..».

3. Почему и о чем спорят Павел Кирсанов и Евгений Базаров? Чья точка зрения является наиболее убедительной? Дайте сравнительную характеристику словесной «дуали» (гл. VI, X) и реального поединка (гл. XXIV).

Павел Кирсанов и Евгений Базаров спорят потому, что слишком различны их взгляды, а также потому, что Базаров вызывает раздражение Павла Петровича.
Кирсанов хочет поставить на место «самоуверенного выскочку».

Их спор затрагивает принципиальные вопросы: о движущей силе истории, духовных ценностях, о бу-душ;ем России. Одним из основных предметов спора является роль дворянства, аристократии в обществе. Павел Петрович считает, что самоуважение и достоинство аристократов являются «прочным основанием... общественному зданию», называет аристократизм своим «принсипом». Базаров с такой точкой зрения, конечно, не согласен. Для него «аристократизм, либерализм, прогресс, принсипы» — «иностранные и бесполезные слова».

И в словесных поединках, и в реальной дуэли Базаров выходит победителем.

В главе VI инициатором спора является Кирсанов, чью «аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Павел Петрович затевает спор о том, почему Евгений ценит немецких ученых больше, чем русских. Базаров отвечал «с коротким зевком» — ему «явно не хотелось продолжать словопрение». Но он высказывает мысль, с которой невозможно согласиться, и высказывает ее категорично, в виде четкой формулы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». И, конечно, Павел Петрович удивлен. Он начинает задавать вопросы — Базаров грубит в ответ: «Искусство наживать деньги, или нет больше геморроя!», — а потом и вовсе обрывает Кирсанова: «Что это, допрос?». Аркадий считает, что его друг оскорбил дядю. Базарова же это совсем не занимает, он предпочитает заняться водяным жуком, а не рассуждать о Павле Петровиче. Все же Аркадий рассказывает другу историю жизни Кирсанова.

в главе X Базаров и Кирсанов уже непримиримые враги. «...Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, циником, нахалом, плебеем...» Евгения, однако, полюбили все вокруг — все, кроме Кирсанова, который «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага; но предлог долго не представлялся». Поводом для словесной дуэли стало слово «аристократишко», оброненное Базаровым. Так завязался спор об аристократизме, нигилизме, русском народе.

Базаров — противник разговоров и обсуждений. Поэтому он в споре выглядит предпочтительнее: он убежден и спокоен.

В главе XXIV Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Поводом стал поцелуй в беседке: Евгений поцеловал Фенечку. В сцене, вызова на дуэль Кирсанов подчеркнуто вежлив («чувствительно вам обязан», «имею честь предложить вам», «засим, милостивый государь, мне остается только благодарить вас и возвратить вас вашим занятиям. Честь имею кланяться»), Базаров же ироничен и груб. Вызов он воспринял как «комедию». Но он горд и думает, что, если бы Кирсанов его ударил, «тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Во время дуэли Павел Петрович «прямо в нос целит... щурится старательно» (эта сцена дана в восприятии Базарова). Кирсанов промахивается, Базаров стреляет не целясь и попадает в ногу. Отказывается от продолжения дуэли: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану». И даже Кирсанов, придя в себя, признает: «Вы поступили благородно...», — правда, тут же оговаривается: «сегодня, сегодня — заметьте».

Если в словесных поединках Базаров бывает груб и несдержан, то в сцене реальной дуэли он безусловный нравственный победитель: даже противник признает его благородство.

4. Какова роль Кукшиной и Ситникова в идейном содержании романа?

В образах Кукшиной и Ситникова Тургенев создает злую карикатуру на мнимые просвещенность и свободомыслие. Ситников, который обязан Базарову своим «перерождением», любит «комфорт жизни». Ев-доксия Кукшина — «передовая женщина», «степная помещица», «эмансипе». Для них нигилизм — лишь мода, за которой они скрывают свое убожество. Базаров тяготится их обществом, но говорит о том, что они необходимы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..», т.е. распространять идеи нигилизма.

На фоне Кукшиной и Ситникова более значительным выглядит Базаров. В то лее время с помощью этих образов Тургенев демонстрирует, к чему может привести увлечение нигилизмом и каково общественное мнение о нигилистах, если они в большинстве своем такие, как эти «молодые прогрессисты». Кукшина и Ситников косвенно оправдывают отрицательное отношение Кирсанова к новым идеям.

5. Раскройте проблему взаимоотношения поколений на примере семьи: а) Кирсановых; б) Базаровых.

Семья Кирсановых:

Конфликт поколений в семье Кирсановых — это конфликт между Аркадием и Николаем Петровичем. Этот конфликт обнаруживается с первых же страниц романа. Кирсанов-старший надеется сблизиться с сыном («тесно и дружески сойтись»), но с горечью осознает, что сын «ушел вперед, и понять мы друг друга не можем ». Николай Петрович принимает разъединение с сыном как неизбежность: «Пилюля горька — а проглотить ее нужно». Он вспоминает, как поссорился со своей матерью, и думает, что конфликт «отцов и детей» в порядке вещей, поскольку за молодыми «есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами...».

Непонимание старшего и младшего Кирсановых особенно обнаруживается в отношении к Фенечке и появлению незаконного сына Николая Петровича. Проявляя, как ему кажется, великодушие, Аркадий ощущает свое превосходство и даже ловит себя на мысли, что говорит, поучая отца. Для Николая Петровича бестактность сына значит очень много; «Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».

Затем, когда Аркадий отдаляется от Базарова, он становится ближе к отцу. Помогает в хозяйстве, а в эпилоге сказано, что он «сделался рьяным хозяином и «ферма» уже приносит доход».

Семья Базаровых:

Евгений Базаров также не отличается чуткостью и тактичностью в отношении к родителям, которые любят его безмерно.

Василий Иванович Базаров, как и Николай Петрович, признает, что «сдан в архив», что молодым «лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли».
Базаров не может находиться в родительском доме: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя... здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего». Пробыл у родителей три дня после трех лет отсутствия. Принял решение уехать, не считаясь ни с чувствами родителей, ни с их планами, ни с их затратами (отец заказывал съестное и красное вино, которое, «сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям»).

Скорый отъезд сына для Базаровых горе, а его смерть — трагедия. Роман завершается картиной сельского кладбища, куда старики-родители пришли навестить могилу сына. Не случайно этот эпизод заканчивает роман, который называется «Отцы и дети». Высокое философское звучание финала говорит о примиряющей вечности.

6. Каковы основные принципы «тайного психологизма» Тургенева?

Тургенев был противником детального, развернутого описания психических процессов и состояний. Он считал, что не нужно «всего рассказывать». Важнейшей особенностью стиля Тургенева является скрытый психологический анализ. Ему принадлежат слова: «Поэт должен быть психологом, но тайным, он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления». В романах Тургенева психология героев раскрывается через отбор важных деталей и характеристик, через подтекст. Внутренний мир проявляется во внешнем: позе, жесте, мимике, интонации, поступке. Очень редко писатель поясняет слова и поступки героев. Для психоло-
гического изображения Тургенев использует портрет, пейзаж, интерьер.

Например, Аркадий не может скрыть восхищения красотой родных мест. Затем: «Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк». Он оглянулся на Базарова, он смущен и боится показаться другу смешным. Так уже с самого начала становится ясно, что Аркадий не убежденный нигилист, а только играет роль нигилиста.

7. Д. Писарев утверждал, что «весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти Базарова». Прокомментируйте высказывание критика.

Тургенев писал о своем герое: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». Он утверждал, что Базаров — «лицо трагическое». В чем трагизм героя? В том, что время Базаровых еще не пришло. Умирая, герой произносит такие слова: «Я нужен России... Нет, видно не нужен».

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: любовь к родителям, к Одинцовой, желание жить и приносить пользу Родине, сила воли, мужество. В изображении болезни и смерти Базарова раскрывается отношение автора к своему герою.

Д. Писарев считал, что, «не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». Художник не мог «дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначаться и который может быть дорисован только временем и событиями». Но смерть Базарова поднимает образ на большую высоту. «Уме-

реть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг...» — заметил Писарев.

Трагизм усилен в эпилоге. Могилу Базарова посещают старики-родители, и, видимо, только они одни. Аркадий и Катя вспоминают Базарова, Ситников считает, что продолжает его дело, но это не отменяет ощущения, что вместе с героем романа погибли его идеи. Тургенев хотел изобразить Базарова так, чтобы читатель полюбил героя, — и писателю это удалось. Но все же Иван Сергеевич не видел за такими, как Базаров, будущего.

8. Как оценила роман «Отцы и дети» критика? Чью позицию поддержали, современники — отцов или детей? Кто из критиков, по вашему мнению, прав? Какую позицию в этом споре занял сам автор и почему?

Мнения о романе разделились. Много споров вызывал главный герой романа. Статья М.А. Антоновича, опубликованная в «Современнике», называлась «Асмодей нашего времени». Автор статьи утверждал, что роман — это «беспощадная и даже разрушительная критика молодого поколения». Базарова он считал злой карикатурой на демократическую молодежь: «Это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, выражаясь более поэтически, асмодей». Антонович сделал вывод, что Тургенев «отцам... отдает полное преимущество во всем и всегда старается возвысить их на счет детей». Повсюду он видел стремление автора унизить своего героя, полагая, что Тургенев «взваливал на него всевозможные нелепости и всячески издевался над ним».

М.Н. Катков, редактор «Русского вестника», напротив, считал, что Тургенев преувеличил достоинства Базарова «и отдал ему честь, как перед заслуженным воином». Катков даже уговаривал Тургенева переделать роман, поскольку Базаров «господствует, безусловно, надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора».

Д. Писарев был не согласен с обвинениями в адрес Базарова. Статья критика «Базаров» появилась в журнале «Русский вестник» в 1862 году. Писарев показал типичность образа главного героя, что отрицали и Антонович, и Катков. Критик видел общественное значение Базарова в том, что такие люди расчищают дорогу для прогрессивного мировоззрения. В изображении « отцов » он не увидел особой симпатии Тургенева. Писарев считал, что они изображены «с беспощадной верностью» и вызывают «умиление и улыбку». В статье «Базаров» отразились взгляды на роман прогрессивно настроенных молодых людей. Таким человеком был и сам критик. Недаром А.И. Герцен сказал, что Писарев «в Базарове узнал себя и своих».

Итак, либерально и консервативно настроенные современники поддержали позицию «отцов», демократы — «детей». Разбор Д. Писарева можно считать наиболее объективным. Его достоинство признавал и автор романа.

Тургенев сам принадлежал к «отцам», но признавал, что историческая роль дворян и либералов уже сыграна. Вместе с тем он не выступал против дворянства вообще — он видел такие черты, как пассивность, несостоятельность в практических и жизненных ситуациях.

Не мог Тургенев и вполне разделять позицию «детей»: не мог принять отрицания искусства, поэзии.
музыки, красоты природы. Не признавал такого пути, при котором нужно переступить через людей, через целое поколение, чтобы устремиться к неопределенному светлому будущему.

Он хотел изобразить своего героя так, чтобы читатель полюбил Базарова. И ему это удалось.

1
avatar
avatar
1
Потрясающая статья!Очень дельно и понятно.Спасибо.