«История одного города»

1. Сформулируйте главную проблему, поднятую Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города». Как она решается в произведении?

Проблему «Истории одного города» можно сформулировать так: возможность существования единоличной неограниченной власти при полной покорности народа.

Сатира в романе Салтыкова-Щедрина направлена не только на представителей власти, но и на народ. В образе глуповцев писатель воплотил черты, которые веками накапливались в народе, живущем «под игом безумия». Тупой, бессмысленный страх и рабское поклонение начальству — вот что руководит их поступками. История глуповцев — история бесконечных бедствий, которая породила философию терпения. Когда терпение все же кончается, вспыхивают бунты. Каждый из них, по пушкинской формуле, «бунт бессмысленный и беспощадный»: толпа убивает первого, кто попадается на ее пути. Затем виновных наказывают, и жители снова смирные, продолжают свою жизнь в страхе и трепете.

Писатель убежден, что власть принесет наибольшую пользу, если не будет мешать естественному развитию народа. Мы понимаем это, когда при наиболее бездеятельных градоправителях жители Глупова

начинают процветать. Постройка плотины Угрюм-Бурчеевым, которая заканчивается тем, что река возвращается к своему прежнему состоянию, становится символом бессмысленных усилий власти.

Салтыков-Щедрин утверждает, что глуповцы будут страдать от вседозволенности градоначальников, пока не обретут гражданское самосознание, не научатся отстаивать свои интересы. И в конце хроники, когда люди видят спящего Угрюм-Бурчеева — олицетворение высшей меры деспотизма, когда «ни на ком не тяготел его, исполненный бесстыжества, взор, делалось ясным, что это «громадное», это «все-покоряющее» не что иное, как идиотство, не нашедшее себе границ».

2. Создайте экскурсионный маршрут по городу Глупову.

Город Глупов, подобно Риму, построен на семи холмах, на которых в гололедицу ломается множество экипажей. У Глупова есть пригороды, самый известный из которых — Полоумное. Также город окружают слободы Навозная, Негодница, Болото, Пушкарская и Стрелецкая. С последней связано немало событий в истории Глупова.

Стрельцы доставляли много хлопот жителям города, особенно жителям Пушкарской слободы, с которыми враждовали. Проблемой Стрелецкой слободы более других правителей города озаботился градоначальник Бородавкин. Эта забота положила начало событиям, которые в летоциси были обозначены как «война за просвещение». Ранним утром Бородавкин во главе армии выступил в поход. Хотя главною целью была Стрелецкая слобода, но он хитрил: не пошел ни прямо, ни направо, ни налево, а стал маневрировать. Маневры привели его к Навозной слободе: около нее впоследствии состоялась битва, в которой свои били своих же. Сейчас мы проследуем к монументу, воздвигнутому на месте этой битвы. Похоронив убиенных и воздвигнув монумент, жители города постановили день, когда произошла битва, почтить наименованием «слепорода» и учредить ежегодное празднество со свистопляскою.

Война была окончена блестящей бескровной победой Бородавкина, в результате которой стрельцы просветились и покорно стали разводить и употреблять в пищу горчицу. В дальнейшем сей градоначальник повел войны уже против просвещения, в которых он сжег и разорил слободы Навозную, Негодницу и Болото.

Через город протекают три реки: одну из них хотел «устранить» градоначальник Угрюм-Бурчеев, но река смыла плотину. В реке подчас бунтов глуповцы топили своих сограждан, в частности, второго и четвертого Ивашку. Неподалеку от реки стоит колокольня, с которой сбрасывали граждан, в частности, первого и третьего Ивашку.

В городе две мощеные улицы — Дворянская и Большая. Их приказал замостить городской голова Двоекуров.

Пожалуй, самая главная достопримечательность Глупова — дом градоначальника. Он сменил множество хозяев, и деятельность каждого из них имела влияние на жизнь города. Возле дома был архив, в котором бригадир Фердыщенко откармливал свинью, но он сгорел при неизвестных обстоятельствах. Ответы на вопросы скачаны с сайта <a href="http://resheba.ru/">resheba.ru</a>. В поджоге подозревался ямщик Дмитрий Прокофьев, чью жену увел Фердыщенко. Преступник не сознался, но был бит, клеймен и сослан в Сибирь.
Следующая остановка на нашем маршруте — съезжий дом. Градоначальник Бородавкин хотел построить в городе академию. Но, получив отказ, выстроил съезжий дом, возле которого мы сейчас находимся. Обратите внимание на его гордую каланчу, которая возвышается над всеми окружающими ее обветшавшими избами.

Далее перед нами предстает дом купчихи Рас-поповой. Соблазнившись ее искусством печь пироги с начинкой, в нем поселился самый значительный из всех градоначальников законодатель — статский советник Феофилакт Иринархович Беневоленский. Здесь он написал все свои замечательные проповеди и законы, в частности, Устав о добропорядочном пирогов печении.

Сейчас мы находимся возле полуразвалившегося здания, в котором когда-то помещалась инвалидная команда. Здесь в правление статского советника Грустилова происходили чтения критических статей Н. Страхова с последующим «восхищением». Одно из чтений, из-за доноса штаб-офицера, имя которого осталось неизвестным, закончилось появлением самой зловещей фигуры в истории Глупова — Угрюм-Бурчеева. Этот градоначальник разрушил старый Глупов и построил новый город, названный им Не-преклонском.

Возле Глупова находится обширная равнина, на которой были обнаружены следы своеобразной цивилизации. Оказалось, что цивилизацию эту, приняв ее спьяну за бунт, уничтожил градоправитель Урус-Кугуш-Кильдибаев. Здесь, в окрестностях Глупова, мы закончим нашу экскурсию. Спасибо за внимание!

(Для выполнения задания можно нарисовать карту Глупова, подобрать иллюстрации, изображающие достопримечательности города.)

3. Какой символический смысл имеет обуздание реки Угрюм-Бурчеевым в «Истории одного города»?

Абсурдное решение Угрюм-Бурчеева «устранить реку» — это символ реакционной власти, которая для самосохранения стремится поставить препоны на пути естественного развития общества, уничтожить прогрессивные идеи, стремление к свободе. Но река смывает плотину и продолжает свое течение. И мы понимаем, что ход истории не изменить: деспотичная власть обречена на свержение и нация пойдет далее по пути социального прогресса.

4. Какие существуют трактовки финала «Истории одного города»?

В финале «Истории одного города» появляется загадочное «Оно». Этот сложный, неоднозначный образ позволил критикам по-разному трактовать финал романа.

Некоторые считали, что это символ революции. Действительно, «Оно» появляется тогда, когда в жителях просыпается чувство стыда — первый росток гражданского самосознания. Другие отмечали, что последними словами Угрюм-Бурчеева стало предсказание, что тот, кто придет после него, будет еще ужаснее. В «Описи градоначальников» после Угрюм-Бурчеева значится Перехват-Залихватский, который сжег гимназию и уничтожил науки. Он въезжает в город на белом коне — скорее всего, это аллюзия на «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Поэтому вполне обоснованно мнение, что «Оно» является олицетворением еще более жесткой реакции, ведущей к краху гражданского общества.

Высокохудожественное произведение всегда мно-гопланово, и различными людьми может трактоваться по-разному. Любой читатель вправе дать свое толкование финалу «Истории одного города».

5. Приведите примеры использования гротеска в сказках и «Истории одного города».

Гротеск — это изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Преувеличена глупость дикого помещика в одноименной сказке. Он слишком быстро теряет человеческий облик — так подчеркивается идея произведения о том, что элита не может существовать в отрыве от народа. Нравственная деградация показывается через гротеск и в сцене, когда два генерала («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») чуть не съедают друг друга.

Один из градоначальников Глупова, Двоекуров, был человек либеральный, новатор. И новаторство его заключалось в том, что «он ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа». Другой, Фердыщенко, отправляется в путешествие... по выгону, и составляет для этого обширный план. Василиск Семенович Бородавкин «поражал расторопностью и какою-то неслыханной административной въедчивостью, которая с особенной энергией проявлялась в вопросах, касавшихся выеденного яйца». Бурная деятельность, ведущая к мизерным результатам, ничтожество идей — так сатирик с помощью приема гротеска критикует неумение властей решать мало-мальски важные государственные задачи.