1. Решебники
  2. Михаил Еврафович Салтыков-Щедрин
  3. Виды художественной условности

Виды художественной условности

1. К каким видам условности прибегает Салтыков-Щедрин в «Сказках» и «Истории одного города»?

Характерной чертой авторского стиля М.Е. Салтыкова-Щедрина стало совмещение первичной и вторичной условности. В реалистичное течение повествования вдруг вплетаются неправдоподобные элементы; или наоборот, в сказочной действительности возникают совершенно реальные подробности.

Так, премудрый пискарь, как настоящая рыба, плавает в реке, боится щуки, опасается попасть в уху и т.д. Но вдруг в его характеристике возникают совершенно неожиданные черты: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный...». И в произведении сразу возникает второй, иносказательный план.

Дикий помещик вначале живет-поживает совершенно обыденно. Но тут исполняется его желание — исчезают мужики. Это невероятное происшествие в дальнейшем получает весьма вероятное продолжение: к помещику приезжают генералы, которые желают выпить и закусить; капитан-исправник требует уплатить подати и т.д. Ответы на вопросы скачаны с сайта <a href="http://resheba.ru/">resheba.ru</a>. Затем реалистический ход повествования переходит в фантастическую картину одичания помещика, а в конце сказки возникает вообще фантасмагорическая сцена — «рой мужиков».

Так же, после неправдоподобного начала, вполне реалистично продолжается сюжет «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Однако ловкость мужика подчеркивается сказочными деталями («стал в пригоршне суп варить»).

Градоначальники Глупова вначале кажутся абсолютно реалистичными персонажами. Но вдруг у одного оказывается фаршированная голова, у другого внутри органчик...

Для создания таких необычайных, многоплановых картин, в которых переплетаются два вида условности, писатель использует приемы гиперболы, гротеска, элементы фантастики и фантасмагории.

2. На конкретных примерах покажите роль условности в создании картины современной России в «Истории одного города».

Главной задачей М.Е. Салтыкова-Щедрина при написании «Истории одного города» было создание обобщенного образа современной ему России. Для этого писателю понадобился весь спектр художественных средств, и он использует как первичную, так и вторичную условность.

Первичная условность, то есть реалистичный план повествования, является основой произведения. У нас не вызывает сомнения возможность существования в России второй половины XIX века города Глупова с его жителями, избами, колокольней, слободами и т.д. Затем, отталкиваясь от жизненной основы, автор вводит в повествование необычайные события и невероятных персонажей.

Интересно, что глуповцы описываются в романе вполне реалистично. Гипербола необходима автору только тогда, когда он пишет об их пороках: чрезмерное чинопочитание, раболепие, бессмысленное, неосознанное бунтарство, в результате которого гибнут ни в чем неповинные люди, быстро развившееся при дю Шарио и Грустилове падение нравов.

Правители же, их действия, наоборот, сплошь фантасмагоричны. Таким образом Щедрин демонстрирует нам бессмысленную деятельность власти, которая абсолютно оторвана от интересов народа. Это и летающий в городском саду (читай — оторвавшийся от земли, от людей) Маркиз де Санглот, и идущий войной на Стрелецкую слободу Бородавкин, чтобы водворить там просвещение в виде употребления горчицы, и Беневоленский, сочиняющий законы, единственный смысл которых сводится к приношению ему даров, и многие другие градоначальники Глупо-ва. Апогеем такой бессмысленной власти становится деятельность, а точнее бездеятельность подполковника Прыща, имеющего фаршированную голову. Он полностью игнорирует свои обязанности, но при нем глуповцы благоденствуют, как никогда.