1. Решебники
  2. Николай Алексеевич Некрасов
  3. «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо»

1. Какими чертами эпопеи обладает поэма «Кому на Руси жить хорошо»? Почему критик Н. Скатов назвал произведение Н. Некрасова «одиссеей нового времени»?

Эпопейность прослеживается в композиции произведения. «Кому на Руси жить хорошо» состоит из отдельных завершенных глав — это черта эпопеи, которая присутствует, например, в поэмах Гомера. Н. Некрасов избрал форму путешествия, чтобы показать панораму Руси. Главным действующим лицом поэмы является народ, а его представители воплощают черты национального характера и народные представления о счастье и горе. Все это — жанровые черты эпопеи.

«Одиссеей нового времени» произведение Некрасова названо по аналогии с «Одиссеей» Гомера: в древнем произведении основой сюжета послужил рассказ о путешествии, древняя «Одиссея» является эпосом, как и «Кому на Руси жить хорошо».

2. С помощью каких приемов показан народный мир в произведении Некрасова? Какие черты народного миропонимания проявляются в массовых сценах?

Форма путешествия позволила Некрасову показать все многообразие народных типов: крестьян, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, торговцев-коробейников, странников и других людей из народа. Ответы на вопросы скачаны с сайта <a href="http://resheba.ru/">resheba.ru</a>. На протяжении путешествия происходят все события, важные в народном мире: рождение ребенка и крестины, свадьба и похороны, труд в поле и наемная работа, страда и ярмарка, пир и голод, допросы, порка, тюрьма, рекрутчина — все вместилось в поэму.

В главе «Пьяная ночь» из многоголосия выделяются короткие реплики:
Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... — таково суждение «народной молвы» о крестьянской реформе. В нем недоверие и покорность народа власти.

Две бабы ссорятся, в чьем дому жить хуже. В этом эпизоде иронически показана привычка русского человека к плохой, тяжелой, неустроенной жизни.

Поэтичная душа русского народа явилась в песне: Десятка три молодчиков, Хмельненьки, а не валятся, Идут рядком, поют, Поют про Волгу-матушку, Про удаль молодецкую, Про девичью красу. Притихла вся дороженька, Одна та песня складная Широко, вольно катится, Как рожь под ветром стелется, По сердцу по крестьянскому Идет огнем-тоской!..

Народ «заливает» беду, нужду, усталость вином и водкой, удалым разгулом.

3. Как и почему изменяются представления странников о счастье?

Изначальное представление странников о счастье связано только с материальным благополучием крестьянина. Поп задает «формулу» счастья: «богатство, честь, покой». На ярмарке странникам указывают на Ермилу Гирина, который в трудную минуту обратился за помощью к народу, собрал деньги, купил мельницу и вернул долг людям. «Имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И день-
ги, и почет...», но попал в острог, потому что заступился за мужиков.

История Матрены Тимофеевны показывает, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого!».

От представлений о личном благополучии, богатстве, почестях странники приходят к пониманию личного счастья, неотделимого от народного.

Счастливцем показан в поэме Гриша Доброскло-нов — народный заступник. Его жизнь представляет единое целое с жизнью народа.

4. В каких эпизодах поэмы Некрасов выступает как сатирик? Кого и с помощью каких приемов высмеивает поэт?

Сатирическим является образ Оболта-Оболдуе-ва — разорившегося помещика, который гордится своим происхождением. Он считает себя крестьянским благодетелем, но над ним смеются. Его монолог-исповедь — это сатирическое саморазоблачение.

Главный прием в создании образа Последыша, князя Утятина, — гротеск. Крестьяне разыгрывают перед ним, умалишенным, комедию, притворяясь крепостными, потому что он обещал им заливные луга в наследство. В этом эпизоде некрасовская сатира направлена не только против убежденных крепостников, но и против крестьянского добровольного рабства.

5. Как в поэме Некрасова решается проблема смирения и бунтарства?

Некрасов в своей поэме показал, что русский человек готов смиренно терпеть нужду, угнетение и вместо бунта пьянствовать, предаваться разгулу. Вместе с тем, когда русский человек глубоко оскорблен, он готов вступиться за свое достоинство.
Савелий Корчагин двадцать лет провел на каторге, еще двадцать на поселении, но не смирился с положением угнетенного. Для него свобода превыше всего.

Ярмила Гирин не дал купцу Алтынникову обмануть себя. Ему не столько нужна мельница, сколько важно не позволить нанести себе обиду. Гирин верит в народ и во время бунта поддерживает мужиков, несмотря на то что за это придется пожертвовать своей свободой.

6. Покажите на примерах из текста связь некрасовской поэзии с фольклором.

Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества.

Сюжет «Кому на Руси жить хорошо» — поиски счастливого — фольклорный. Сказочна завязка поэмы. На мотивах волшебной сказки построен «Пролог». В нем часто попадаются сказочные обороты: Шли долго ли, коротко ли, Шли близко ли, далеко ли...

Некрасов использует аутентичный фольклор, но, конечно, творчески его перерабатывает. Например, он использовал причитания известной сказительницы Ирины Федосовой:

Вы падите-тко, горюци мои слезушки, Вы не на воду падите-тко, не на землю, Не на божью вы церковь, на строеньице, Вы падите-тко, горюци мои слезушки, Вы на этого злодея супостатого...

В поэме причитает Матрена Тимофеевна над телом Демушки:

Падите, мои слезоньки, Не на землю, не на воду, Не на господень храм! Падите прямо на сердце Злодею моему...
Или в народной пословице говорится: «Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору». У Некрасова:

Пшеница их не радует: Ты тем перед крестьянином, Пшеница, провинилася, Что кормишь ты по выбору, — Зато не налюбуются На рожь, что кормит всех.

В речи автора и его героев встречаются образные народные выражения («приубожилась», «доведать», «смеючись», «во времена досюльные»), постоянные эпитеты («ветры буйные», «море синее», «очи ясные», «добрыймолодец», «горелютое»),характерные для народного творчества повторы («рад-радешенек», «полным-полно», «ругательски ругается»). Широко использованы пословицы (« Высоко бог, далеко царь », «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», «А свиньи ходят по земле — не видят неба век », « И рад бы в рай, да дверь-то где?»), загадки («Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрет, тогда ревет», «Замок — собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом»).

Много в поэме песен (фольклорных и созданных самим Некрасовым) — свадебных, семейно-бытовых, лирических. Песенные образы и ритмы пронизывают все повествование.