1. Решебники
  2. Сочинения 8 класс
  3. Рассуждение о войне в повести К.Воробьёва "Убиты под москвой"

Рассуждение о войне в повести К.Воробьёва "Убиты под москвой"

Более семидесяти лет прошло с тех пор, как началась Великая Отечественная война. Война - самое страшное, что только возможно на свете. Война несет смерть, разрушения, калечит судьбы миллионов людей, разбивает мечты и надежды.
Впервые прочитав повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой», я почувствовал боль и сострадание к двумстам сорока кремлевским курсантам, погибшим под Москвой за пять дней ноября 1941 года.
В этой повести рассказывается о трагедии молодых ребят, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: “Убиты! Убиты!” Автору удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале «почти радостно» реагировали на пролетавшие юнкерсы. Молодые лейтенанты ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. Они не догадывались о подступавшей беде. Мы видим радость главного героя - Алексея Ястребова, несущего в себе "какое-то неуемное притаившееся счастье ". Но это чувство радости и молодой, бьющей через край жизни все больше противоречит неизбежной скорой смерти. Эти совсем ещё мальчишки, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени. Чеканным гвардейским шагом идут они к той линии, которая разделит их жизнь на до и после, на мир и войну.
Эта "невероятная явь войны" стала неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но и для командиров. Потому-то, видимо, не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный командир, капитан Рюмин.
Проблемы, встающие перед человеком на войне, почти те же, что и в мирное время, однако они поставлены настолько остро, требовательно, что от них ни скрыться, ни убежать. Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для себя курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: “Судьба каждого курсанта... вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины - смертью или победой”. В судьбе одного курсанта словно сконцентрировалась судьба всей России.

Герои К. Воробьева внутренне остаются ещтам, за той чертой, в такой уже далекой и такой еще близкой мирной жизни. Сознание их не смогло сразу вместить всего происходящего, всего, что обрушила на них вдруг жестокая действительность войны. Слишком отличалась она от привычных, сложившихся представлений И тут Алексей оказался совершенно беспомощным. Все его существо противилось тому реальному, что происходило, -- он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось: пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед, к Москве. И в «его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны. Душа и сердце были заняты давно для него привычным, нужным и очень дорогим».
Эта "невероятная явь войны" стала неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но в значительной степени и для командиров. Потому-то, видимо, не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный командир, капитан Рюмин. Поняв, что его рота попала в окружение, он решает в темноте вывести своих людей к лесу, под прикрытием которого потом можно было бы пробираться к своим. Выступление Рюмин назначает на два часа ночи. Все, что роте предстояло сделать в темноте, он не только последовательно знал, но и видел в том обостренно резком луче света, который бил в его уме предельным напряжением воли и рассудка. Он был уже до конца убежден, что избрал единственно правильное решение - стремительным броском вперед. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Нет. Только вперед, на разгром спящего врага, а потом уже на выход к своим. « Но почти безотчетно Рюмин не хотел сейчас думать о грядущем дне и о своих действиях в нем. Всякий раз, когда только он мысленно встречался с рассветом, сердце просило смутное и несбыточное - дня не нужно было; вместо него могла бы сразу наступить новая ночь». Сначала у Алексея "сердце упрямилось" думать о фашистах "иначе как о людях". Сердцем он еще чувствовал, что убийство -- преступление. Первый немец, убитый им во время ночной атаки, для него все еще такой же человек. Потом он пытался и не смог взглянуть ему в лицо, боясь, что оно будет лицом человека, а не врага. Воробьев не осуждает своего героя и не оправдывает его. Писатель не призывает к ненависти или мести -- он лишь с огромной, бесконечной болью говорит, что сама жизнь учит этому: "Со стороны учиться мести невозможно. Это чувство само растет из сердца, как первая любовь к не знавшим ее..." Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков уцелевших после налета курсантов -- все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя. В нем зарождается ненависть, освященная воспоминаниями детства. Да, он приобрел способность ненавидеть, ибо "так было легче идти", так было легче воевать. Но он при этом многое, очень многое потерял. То, как он "вяло, всхлипывающе" повторял ничего не значащие слова: "Стерва... Худая..." -- было внешним выражением этой ужасной потери...
Действие романа происходит на протяжении всего нескольких дней, но очень многое успевает показать нам автор за этот короткий промежуток времени. Всё существенное и важное, что переворачивает, перепахивает души героев, случается в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый убитый в рукопашной схватке враг; первый бой и первый безумный, животный страх смерти; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый - один на один - бой с немецким танком. Сцена гибели роты написана Воробьёвым поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом. От этой повести, как от самой войны, болит сердце и хочется лишь одного: чтобы это никогда не повторилось.