Задание №5: Доказать

Докажите, что:

Вопрос:

— участникам обществ филоматов и филаретов было свойственно чувство литвинского патриотизма;

Ответ:

Члены обществ филоматов и филаретов активно сотрудничали с польскими общественными движениями, которые ратовали за воссоздание Речи Посполитой и ВКЛ. Считая своей истинной Родиной Литву, они выступали за всеобщее просвещение в литвинском духе, были заинтересованы в изучении истории и культуры Литвы.

Вопрос:

— деятельность декабристов в Беларуси и восстание 1830—1831 гг. были отражением дворянского (шляхетского) течения общественного движения;

Ответ:

Основой восстания 1830-1831 гг. стало Патриотическое общество, созданное в 1820 г., в которое входили офицеры-шляхтичи. Поражение декабристского восстания в России вызвало сочувствие и поддержку шляхты в Беларуси, тем более что и декабристы в Петербурге внимательно следили за польским национально-освободительным движением. Общественное движение в западных белорусских губерниях Российской империи было представлено дворянами (шляхтой).

Вопрос:

— реформа П. Д. Киселева и инвентарная реформа не решили аграрного вопроса;

Ответ:

Реформа П.Д. Киселева и инвентарная реформа не решили аграрного вопроса, поскольку вопрос о крестьянском землепользовании так и не был затронут по существу, социально-правовое положение помещичьих крестьян осталось прежним, а помещичья собственность осталась нетронутой.

Вопрос:

— в первой половине XIX в. происходило становление белорусоведения;

Ответ:

Именно в этот период в Беларуси начинается национальное движение, выразившееся в изучении белорусской этнической культуры. Толчок этому дали идеи Просвещения и романтизма. Все большую заинтересованность образованной части общества стали вызывать история белорусского народа, культура и язык белорусского села. Так, в Вильнюсском университете была создана специальная программа этнографических и краеведческих исследований (И. Орджоникидзе).

Вопрос:

— деятельность В. Дунина-Марцинкевича требовала гражданского мужества.

Ответ:

В. Дунин-Марцинкевич был одним из первых, кто героями своих произведений сделал крепостных крестьян Беларуси. Многие свои произведения он опять же один из первых написал на белорусском языке, не имевшем в то время официального статуса. В Российской империи в то время еще господствовало средневековое крепостное право, социальное давление сверху отягощалось давлением национальным (особенно после подавления восстания 1830-1831 гг.), когда на смену царившей несколько сот лет полонизации пришла насильственная русификация. В. Дунин-Марцинкевич имел мужество открыто говорить о том, что белорусский крестьянин ничуть не хуже пана или царского чиновника («нямаш зямельки, як Беларусь радзона!»).